В ответе на обращение мне указали, что согласно пункту 2.3 Условий предоставления услуги "Сбербанк ОнЛайн" подключение к системе осуществляется при условии наличия у клиента основной действующей банковской карты Банка, подключенной к услуге "Мобильный банк". При этом признали, что услуга "Сбербанк ОнЛайн" может функционировать без подключения к "Мобильному банку", т.к. Банком реализовано бесплатное получение одноразовых паролей через устройства самообслуживания Банка. Таким образом, пункт 2.3 Условий предоставления услуги "Сбербанк ОнЛайн" противоречит п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и подлежит отмене.

В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Таким образом, в нарушение закона о защите прав потребителей Сбербанк пытается обусловить предоставление одной услуги «Сбербанк ОнЛайн» подключением к другой - Мобильный банк, при том, что без Мобильного банка «Сбербанк ОнЛайн» может функционировать (альтернативой СМС являются 20 одноразовых кодов-паролей с чека, который можно распечатать в любом терминале Сбербанка).

В ответе на обращение Сбербанк уклонился от оценки соответствия пункта 2.3 Условий предоставления услуги "Сбербанк ОнЛайн" нормам п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.

Уважаемый Алексей Алексеевич!

ОАО "Сбербанк России" (далее - Банк), рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее. Согласно пункту 2.3 Условий предоставления услуги "Сбербанк ОнЛайн" подключение к системе осуществляется при условии наличия у клиента основной действующей банковской карты Банка, подключенной к услуге "Мобильный банк". Таким образом, услуга "Мобильный банк" является обязательной при работе в рамках услуги Сбербанк ОнЛайн".

Дополнительно сообщаем, что отправка Банком клиенту SMS-сообщений, содержащих одноразовые пароли, осуществляется в рамках полного и экономного пакетов услуги "Мобильный банк". Направление клиенту SMS-сообщений, содержащих подтверждения об операциях в системе "Сбербанк ОнЛайн", осуществляется только в рамках полного пакета услуг "Мобильного банка".

При подключении к полному пакету "Мобильного банка" взимается ежемесячная абонентская плата, при подключении к экономному пакету "Мобильного банка" ежемесячная абонентская плата не взимается. Чтобы Вы могли определить, какой из пакетов услуг "Мобильного банка" Вам подходит, первые два месяца, с даты подключения к "Мобильному банку", плата за уведомления об операциях по счету банковской карты не взимается.

Таким образом, Банком реализовано бесплатное получение одноразовых паролей, как через устройства самообслуживания Банка, так и SMS сообщениями в рамках услуги "Мобильный банк" - экономный пакет.

Подключить услугу "Мобильный банк" Вы можете в Контактном центре Банка по телефону 8-800-555-5550 (подключение услуги возможно к телефону, который Вы ранее сообщали Банку, при условии верно сообщенной контрольной информации), через устройство самообслуживания или в офисах Банка (при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность). Надеемся, что наши разъяснения помогут Вам разобраться в сложившейся ситуации.

«Сбербанк ОнЛайн» может функционировать без подключения к услуге Мобильный банк. Я письменно выразил отказ от услуги Мобильный банк. Однако, при каждом входе в «Сбербанк ОнЛайн» после ввода идентификатора пользователя и постоянного пароля система предлагает подключиться к услуге Мобильный банк. Отказаться от подключения к услуге Мобильный банк невозможно, можно лишь выбрать вариант «подключиться позже» и это не смотря на мой письменный отказ от услуги Мобильный банк.

На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

На мою просьбу убрать навязчивое предложение подключиться к услуге Мобильный банк при каждом входе в «Сбербанк ОнЛайн» и предусмотреть помимо опции "подключиться позже" возможность "отказа от подключения" для прекращения навязывания услуги Мобильный банк в момент оказания услуги «Сбербанк ОнЛайн», служба поддержки ответила отказом.

Требуя при каждом входе в «Сбербанк ОнЛайн», после ввода идентификатора пользователя и постоянного пароля, подключиться к услуге Мобильный банк, Сбербанк РФ, тем самым навязывает дополнительные услуги, без которых «Сбербанк ОнЛайн» может функционировать (альтернативой СМС являются 20 одноразовых кодов-паролей с чека, который можно распечатать в любом терминале Сбербанка), тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей и мое право пользоваться исключительно кодами паролями с чека и не пользоваться СМС (тем более что я отключил СМС на своем номере телефона и просто физически не могу их получать).